Я не знаю, чего хочу, или Критическое мышление

Критическое мышление – это «такое использование когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого результата, которое отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью» (from „Critical Thinking” by Diane Halpern). Внимание: ничего общего с критикой чего- или кого-либо в негативном ключе, а также с творческим мышлением, чем являются непосредственно мечты и сновидения.

Эта техника имеет огромное количество перспектив, но здесь я хочу оговорить один феномен, который был близок мне долгое время, с которым я до сих пор могу изредка столкнуться из-за несобранности, и который встречается у многих моих знакомых.

 

1.

Наш мозг – удивительная вещь. Он неустанно работает (по крайней мере, с точки зрения физиологии), обрабатывая огромное количество импульсов каждую секунду, о чем мы редко отдаем себе отчет. До этого момента сегодняшнего дня, я даже не обращала внимание на то, что из-за долгой работы с ноутбуком, у меня слегка «высохли глаза» J (вырабатывается недостаточное количество слезной жидкости, говоря научными терминами), а мой желудок уже часа 3.5 не получал пищу. Теперь я об этом задумалась, и…

Пардон, на пару минут отошла заказать кружку молока и имбирное печенье, а пока бариста готовил заказ, я пробежалась взглядом по объектам, находящимся за окном. Вполне логичное решение, правда? На его принятие ушло секунд 10.  Благодаря школьным урокам биологии, рассказам одного хорошо знакомого доктора ;), благодаря рекламе «Штучных слез» и других ресурсов, о которых я сейчас даже не вспомню, мозг быстренько проанализировал ситуацию и подкинул пару советов, как поступить, чтоб завтра мне не пришлось покупать увеличительное стекло и заодно одежду на 2 размера меньше.

Однако бывают вопросы, которые нас мучают далеко не 10 секунд. И, что самое грустное, эти вещи могут даже не стоить того, чтоб заострять на них слишком много внимания. Казалось бы, что может быть трудного в выборе блокнота для ведения лекций или продуктов, которыми мы хотим позавтракать?

Когда мне было 16 лет и вот-вот нужно было поступать в ВУЗ, пришло осознание того, что образование – это очень-очень -очень (и еще много раз очень) важная вещь. Я убеждена, что место обучения играет большую роль, поэтому к выбору учебного заведения подход был достаточно серьезный, как мне казалось на то время, и недостаточно серьезный, опираясь на мое сегодняшнее мировоззрение. Почитав некоторые онлайн-ресурсы о хороших университетах Украины, приняв во внимание пару личных моментов (польские корни, размеры кошелька) и сходив на пару выставок, посвященных учебе за границей, было решено поступать в Польшу. Долго не раздумывая, я записалась на курсы польского языка, и поняла, что это «мое». Во втором семестре 11-го класса нужно было предпринимать еще более активные действия, чем я и занялась. Подготовка к польским экзаменам, к собеседованию, решение не подавать документы в украинские ВУЗЫ – все это было осуществлено с легкостью и уверенностью, и спустя полгода я распаковывала чемодан в студенческом общежитии польского города Катовице.

Что касается выбора специальности, ситуация обстояла намного сложнее. Перебрав многие варианты, пройдя миллион тестов на профориентацию, поговорив с парочкой людей из тех сфер, которые меня интересовали, я все еще не могла определиться.

С точки зрения здравого смысла, вопрос «На кого поступать?» труднее. Что касается самого мыслительного процесса – ситуации идентичны. Долгое нахождение нерешенной проблемы в списке «To do» (неважно, чего это касается) истощает человека, и банально не позволяет двигаться дальше.

Прежде, чем перейти к краткому описанию сути, хочу подметить одну вещь. Несмотря на то, что время летит и никому не хочется допускать ошибки, последствия которых придется исправлять, по опыту скажу: человек, в котором присутствует уверенность при принятии решения и гибкий ум для адаптации и потенциальной борьбы с проблемами, гораздо больше выигрывает, чем тот, кто слишком медленно подходит к любой инициативе, а потом еще и сомневается, правильно ли сделал.

А как же фразочки, вроде «не рубить с плеча» или «7 раз отмерь, один – отрежь»? Неужели они не имеют смысла?

Вот, поэтому я и хочу немного рассказать о критическом мышление, как о способе тщательно, вдумчиво, но, тем не менее, быстро и эффективно принимать решения.

3.

За соседним столиком в компании своего ноутбука сидит парень. Мне пришлось оторвать его от своих дел. «Hola! Do you speak English? I’m sorry to bother you», – сказала я. Парень сразу же пошел на контакт; мы разговорились. Оказалось, что сам он с Греции, учился в Лондоне на адвоката, а в Испанию на 7 месяцев его прислала фирма, где он работает. Судя по специализации, опыту и стилю жизни, я решила, что у этого молодого человека будет свежее, по максимуму лишенное предубеждений, мнение. Мало-помалу я перешла к делу, спросив, какие 5 источников информации он может назвать. Немного подумав, Джордж перечислил 5 слов: новости (наверное самое очевидное), исследования (он работает в сфере юриспруденции, что изредка предполагает различные reserches), социальные сети (еще бы, не упомянуть о них в век компьютерных технологий)… Здесь была небольшая пауза, после которой, вспомнив, что он иностранец, Джордж сказал: «Also foreigners, aaannd travellings».

Что меня заставило задать этот вопрос? Наперед прошу прощение за тавтологию, но это «вопрос, возникший у меня в голове, о вопросе». Да. Многие не придают значения предложениям с вопросительным знаком и определенной интонацией, а ведь правильно заданный вопрос обеспечивает ½ ответа.

По сути, критическое мышление – это самый натуральный способ взаимодействия поступающей информации и мыслей, зарождающихся под ее влиянием. Одним из источников информации, который влияет на построение суждений, как раз и являются вопросы.

Вспомните, как, попросив у кого-то совет, вы начинали автоматически рассуждать и самостоятельно приходили к выводу, поблагодарив собеседника, не успевшего и слова сказать.

Знаете, почему так произошло? Потому что для формулировки вопроса, который поймет ваш собеседник, необходимо разобрать ту кашу из понятий, предположений, ресурсов, точек зрения и других определяющих факторов, которые относятся к проблеме.

А что если задавать определенный сэт вопросов себе напрямую?

Допустим, вы зашли в ресторан; сели за столик; официант принес меню. Если вы никогда не были в этом заведении, не слышали отзывы о блюдах, та-дааам – мозг потеет, бьется в истерике, а в ушах звонкое «Что я хочу?». Чуть хуже обстоит ситуация, если вы здесь постоянный клиент и перепробовали миллион блюд, но в очередной раз сталкиваетесь с трудностями выбора. J Следующие 4 вопроса – это некий полезный набор инструментов для обоих случаев.

  1. Какую цель вы преследуете?

И это основной вопрос! Ибо если вы не можете сформулировать цель действия, значит нужно скорее вычеркивать такое дельце со своей жизни; важно не начать придумывать цель на ходу, ибо ситуация станет еще сложнее!

  1. Что мне известно?

Есть ли какие-то моменты, которые могут загнать вас в рамки, вроде аллергии на орехи при выборе между медом и арахисовой пастой? Присутствует ли какая-то попытка манипуляции вами со стороны общества и отдельных его представителей с помощью стереотипов, рекламы, предубеждений? Важно максимально адекватно оценивать свое положение.

  1. Что нужно, чтоб достичь цели? Вы правда получите профит от этого?

Голод утоляют едой, жажду – водой. Какая-то специальная диета – не ешьте то, от чего хотите отказаться. Заинтересовал тост с гуакамоле, но 3 маленьких снека стоят 12 евро, 2 из которых вам придется искать по карманам центами? Вы правда так желаете съесть этот снек прямо сейчас?

  1. Имеет ли смысл то заключение, к которому вы пришли? Не противоречит ли это ответам на предыдущие вопросы?

Если человек очень голоден, имеет в кармане 12 евро и вдобавок аллергию на орехи, домой попадет через 5 часов минимум и ему предстоит много ходить по городу, будет капельку нелогично с его стороны заказать миндальное печенье, которое помещается на ладошке, с ромашковым чаем.

! Не стоит, уставившись в меню, устраивать у себя в голове дебаты. Таким образом, с вопроса «что заказать?», вы перейдете и застрянете, к примеру, на вопросе «а как же на меня влияет общество?». Конечно, если в вас проснулся философ, можно об этом поразмышлять, но чуть позже; стоит быть последовательным.

5.

Раньше я думала, что логика и продуманность в действиях – это слишком скучно, а вопросы задавать – удел психологов.

Нет, ребята. Такой подход облегчает жизнь и сохраняет время на более важные вещи, чем длительные размышления в поисках определенности – будь это что-то действительно серьезное или пустяк.

4 вопроса, помогающих принять решение, это один из многих базовых топиков. Существует много точек зрения и сфер, где такой метод используется. Тему критического мышления можно развивать часами, исписывая огромное количество страниц и насыщаясь литературой с разных источников.

Но, как и неозвученные мысли, прочитанный теоретический текст, не закрепленный на практике, – такая же бессмысленная вещь. Именно при контакте с реальным миром методы, законы, формулы, концепции приобретают значение и становятся легко доступными при надобности.

Поэтому! Подумайте, полезна ли эта статья? Хотите ли вы узнать немного больше о критическом мышлении? Есть что-то,с чем вы не согласны? (если да, всегда открыта для общения в соц.сетях или, если меня удастся поймать, лично)

Вспомните, ситуации, когда проблема выбора отнимала слишком много времени, и в следующий раз задайте себе эти 4 вопроса. Сначала это может казаться слишком напряжно, но любая инновация требует время, чтоб стать частью жизнью.

Если серьезно подойти к этому сейчас, однажды наступит день и техника станет «вашей». Многие проблемы, которые прежде вводили в ступор, будут решаться в считанные секунды. Вы можете подумать, что это происходит интуитивно, а на самом деле, вы просто научились критически мыслить. 😉

Осознанности вам, гибкого мышления и такого подхода к решению проблем/вопросов, который позволит жить еще более полноценно!

P.S. Также есть английская версия. 😉

 

 

2 thoughts on “Я не знаю, чего хочу, или Критическое мышление”

Leave a Reply

