А вдруг не та специальность, или Моя учеба в Польше и Испании

/Эта статья не имеет теоретической научной базы. Все основано на личном опыте/

oabtyapyua4

“Настанет день, и тебе придется решать, куда идти. И сразу надо идти туда, куда ты решил. Немедленно. Ты не имеешь права терять ни минуты. Тебе этого нельзя”. Дж. Д. Сэлинджер

К принятию решения, с каким видом деятельности связать свою жизнь, нужно подойти серьезно, но не стоит делать акцент только на этом. Иметь цели и связанные с ними задачи, а также достаточно мотивации, чтоб их осуществить – тоже важно, но, опять таки, это не единственная существенная вещь.

Почему? Ибо нельзя сохранить все в первоначальном виде: одно всегда меняется на другое. Без исключения. А значит, в первую очередь, нужно выработать уверенность в себе и способность приспособиться к новым условиям.

Потеряв интерес к одной сфере, закрываться в маленькой коморке и завязывать глаза, думая, что жизнь потеряла смысл, – не самая удачная мысль . Однако, правильный короткий перерыв, целью которого является ментальная разгрузка, бывает полезен. Ослабить на время информационный поток и провести время, забыв о беспокоящих вопросах, – вот, что подразумевается под отдыхом. После, стоит вновь открыть пошире глаза и продолжать поиски, уверенно шагая по жизни. Ибо, как раз таки двигаясь, мы замечаем новое и иначе смотрим на уже знакомое.  А стоя на месте…Что? Одно и то же окружение, одни и те же эмоции и никакого прогресса (к тому же, можно прилично набрать в весе).

Взять тот же университет. Как показывает практика, не всегда выбранная специальность остается такой же привлекательной спустя год. Но, если за это время получилось опеределить, что тебя не устраивает, и найти то, что привлекает и дает стимул, значит нужно вставать с дивана и двигаться в этом направлении.

Эти несколько абзацев являются словесным итогом, который я подвела, опираясь на свои наблюдения и некоторый опыт, о котором речь пойдет ниже.

zzdhqkijyoo

1. Учеба в Польше. Как я к этому пришла

Однажды у меня совместно с моими родителями появилась мысль поступить в университет Польши. Я тогда как раз закончила 9 класс (лето 2013 года). Эту идею мы проносили в стадии эмбриона месяца 4. Решение начать изучать язык ни к чему не обязывало, поэтому в октябре в 10 классе я пошла на курсы чисто для саморазвития. То есть, на тот момент, у меня не было конкретного понимания, в каком ВУЗе и в каком городе/стране я бы хотела учиться. Осознание факта, что в Украине оставаться желания нет, появилось ближе к Новому Году 2013/2014.

Изучать польский язык мне нравилось. Большую роль сыграл верный выбор языкового центра, а также моя преподавательница Инна и ребята в группе, с которыми мы занимались. Каждую субботу  приходить на занятия в 10 утра было своеобразной «приятностью» (przyjemnostką – на польском звучит лучше).

В 11 классе потребовалось не просто изучать польский, а всерьез задуматься над тем, какой город Польши выбрать и выбирать ли вообще. Я пыталась найти различные программы для иностранных студентов, которые предлагали бесплатное обучение. Параллельно, мне рассказали об олимпиаде по польскому языку (OliJP – Olimpiada Literatury i Języka Polskiego), которую организовывают непосредственно польские учреждения. Тем, кто попадал на международный этап, сразу давалась возможность учиться на филологическом факультете в Варшаве бесплатно (что самое главное, условия распространяются и на украинцев). Мне всегда нравились языки и литература, поэтому данное предложение меня заинтересовало. В феврале 2015 года я написала работу для первого этапа олимпиады и прошла на второй. На третий попасть не удалось, а значит вышеуказанный вариант  бесплатного обучения для меня исчез.

Второй попыткой поступить на бюджет была программа TerazWrocław. Я написала тест-онлайн на сайте, прошла собеседование по скайпу, но с ней тоже не повезло, так как мест на весь университет было всего 10, средний балл моего аттестата – 11 “с хвостиком” (а у некоторых ребят была и круглая 12), уровень знания польского языка не самый идеальный. К тому же, желающих огромное количество.

Третий и последний рывок – Катовице, Силезский университет. Процедура повторилась: тест-онлайн и скайп. Через пару недель (примерно в средине июля) пришло письмо с положительным ответом и приглашением от университета, которое пригодилось при подачи документов на визу. Когда со страховкой, билетами, общежитием  и визой все дела были решены, оставалось ждать конца сентября. Сказать честно, я не особо хотела учебу в Силезском университете рассматривать, как возможную опцию. Однако, иметь запасной вариант оказалось очень даже полезно.

К счастью или к сожалению, я не делала достаточно большой акцент на том, что хочу изучать. Все мои действия крутились вокруг желания сбежать с Украины и с привычной обстановки. Эту задачу я выполнила. Что касается выбранного направления, я не жалею, ибо он дал широкую базу, которая сейчас помагает определить, в какой более узкой области я бы хотела найти себя.

2. Первые недели в Катовице

На момент приезда в Польшу мне было 17 лет, поэтому со мной приехал отец. Во-первых, благодаря этому, было меньше проблем с подписанием документов. Во-вторых, с родным человеком проще переносятся перемены (хоть они и желанны); не так страшно в новой, непонятной обстановке. А в-третьих, чемоданы я бы сама не дотащила (вещей там было…ого-го…девчонки поймут).

Поначалу меня окутала полнейшая потерянность…Какая-то другая транспортная система, общежитие в 40 минутах езды от корпуса моего факультета, полиция, которая стягивает штраф за переход улицы на красный цвет в обязательном порядке, дивный график работы магазинов и супермаркетов (в праздники ТЦ не работают, супермаркеты тоже еще поискать нужно, одни лишь Żabki и Małpki открыты). Словом, потребовалось время, чтоб привыкнуть к новому месту с его собственными уставами.

Когда мой отец уехал домой, стало чуть-чуть  тяжелее, но, как только началась учеба, не было времени расстраиваться.

В первые дни мы (украинцы и белорусы) написали тест по польскому языку; нас распределили по уровню знаний в группы и предоставили возможность бесплатно ходить на курсы в течении первого семестра. Вполне интересная вещь: можно найти друзей, узнать разные факты о польской культуре, иногда бесплатно поесть и, конечно же, польский подтянуть.

3. Одногруппники

На всем моем потоке было всего 5 русскоговорящих – 2 девчонки-украинки  и 2 парня-белоруса + я. Мы общались все вместе, но также поддерживали контакт с поляками.

Поначалу, меня удивлял возраст моих одногруппников (и 20 лет, и 23, и 25; была даже бабулька-пенсионерка, которая лишний раз подтверждает, что стремления и цели не имеют возрастных ограничений), а они поражались моему возрасту. Но это совершенно не мешало общаться на равных.

Очередным открытием для меня стал факт, насколько моя группа была не сплоченная. Каждый сам за себя и у себя на уме – дивиз моего первого семестра в отношении общения. Только во втором семестре, когда мы выбрали более узкую специализацию, и нас заново поделили по группам, стало легче. Нет, мы не «тусили» вместе в клубах, барах, не устраивали пикники, но взаимопомощь и поддержка присутствовала, что немаловажно.

4. Расписание пар

Оох, когда я увидела план, у меня округлились глазки. Окна между парами в некоторые дни могли быть и по 3, и по 4 часа. Бывало и такое, что 4 пары шли друг за дружкой всего лишь с 5-минутным перерывом между ними. НО(!) мне это почти сразу пришлось по душе. Нет ощущения, будто ты в школе. Тебе не нужно ежедневно отсиживать с 8 до 14. Такой график дает кое-какую свободу в действиях. А длинные “окна” можно с пользой для ума провести в библиотеке или с пользой для души за чайком в кафе.

5. Лекции. Семинары

На первых занятиях преподаватели информируют, что лекции необязательны: кто хочет – “добро пожаловать”; кто не хочет – их дело. Только вот некоторые профессора могли раза 2-3 за семестр пустить на лекциях Listę obecności (список посещения). Тот, кого не было, никак не страдал; зато присутствующим данный плюсик мог повысить бал на экзамене.

Я очень переживала, буду ли успевать на лекциях писать конспекты.  С этим, к счастью, проблем не возникало, ибо многие преподаватели делают медиа-презентации и, даже если что-то не успеваешь переписывать, всегда можно сфотографировать. С пониманием языка вообще никаких проблем не было, даже не смотря на своеобразную терминологию, связанную с моей специальностью (социология).

С ćwiczeniami (семинарами) немного другая ситуация. Посещение – обязательно. Обычно преподаватели ставили лимит в 2 пропуска – им было все равно, где ты и чем занимаешься; но вот 3-ий пропуск обязательно нужно официально подтвердить (для иностранцев билеты на автобус/самолет в родную страну – неплохое оправдание отсутствию на паре; также принимались справки от врача о перенесенном заболевании).

В течении семестра мы несколько раз по каждому предмету писали колос (kolokwium) – это что-то вроде теста. Все зависело от преподавателя, но как правило средняя арифметическая этих оценок в итоге составляла конечный балл за семинары.

6. Учеба не должна обременять

После первого семестра ушло довольно таки много поляков, но тут нечему удивляться. В Европе нет спешки. Если кому-то не нравится то, что он изучает, никто не станет себя мучать и продолжать ходить в университет. Такую же ситуацию я заметила в Барселоне (еще бы не заметить! моим партнерам по медиа-проекту было 36 и 40 лет; люди продолжали поиски себя и совершенно не думали в рамках фразы “К такому возрасту уже бы пора иметь семью и какую-то материальную базу”; молодцы!).

Мне прекрасно удавалось совмещать учебу и отдых. Не могу сказать, что я днями сидела за конспектами и книгами (хотя были и такие моменты, куда же без этого). Учеба продвигалась без особого напряжения. На выходных я могла поехать в Краков, Варшаву, Вроцлав. Могла просто погулять по городу, сходить с друзьями в кино. Времени на развлечения хватало с головой, а изучаемые предметы я находила полезными.

7. Erasmus. Подготовка

В начале второго семестра я всерьез задумалась о международной учебной программе Erasmus, которая позволяет студентам ездить по обмену в другие страны Европы на 1 или 2 семестра.  Все оказалось проще, чем я думала и, именно поэтому, весь третий семестр я провела в теплой и доброжелательной Барселоне.

Немного набросав на английском языке ответы на вопросы: «Почему ты хочешь принять участие в программе Erasmus?», «В какую страну хочешь поехать и почему именно туда?», «Что ты ожидаешь получить от такой возможности?», «Какие у тебя планы на будущее?», я собралась с мыслями, отстояла 4-х часовую очередь к кабинету, прошла собеседование и продолжила дальше ходить на пары, учиться и развлекаться, особо не думая о том, пройду я или нет. Но когда я узнала, что меня приняли, был шок!

Конечно же, я была довольна (во время моего Эразмуса и по его окончанию я довольна не менее). Пришлось правда повозиться с документами, но это все мелочи по сравнению с тем, какие эмоции и опыт я получила. К тому же, перемены на человека всегда положительно влияют: если не сразу, так через какое-то время так точно.

8. Erasmus. Барселона

В Барселоне я провела всего 5 месяцев (да, этого оказалось мало; я совершенно не заметила, как пробежало время). Мне удалось не только пообщаться с испанцами, но и побывать в слегка кризисной, но не менее прекрасной Португалии.

Мой Эразмус не был насыщен шумными вечеринками и дискотеками на пляжах. Я его сделала спокойным и кайфовым в том смысле, который понятен и приемлем для меня лично. А что самое главное: благодаря поездке, я эмпирически поняла многие вещи, которые раньше знала только в теории.

All in all, если есть возможность поехать по обмену учиться или просто поехать в путешествие, пусть даже в соседний город, не упускайте ее. Если кажется, что возможности нет, ищите. Если поняли, что вам не нравится то, чему раньше, как вы думали, готовы посвятить жизнь, убегайте от этого целиком, либо же ищите лазейки, как сделать неприятное приятным.

P.S. В своей книге Дж. Д. Сэлинджер писал от имени одного из своих героев: “Лучше бы некоторые вещи не менялись. Хорошо, если б их можно было поставить в застекленную витрину и не трогать”. Так не бывает, даже если сильно захотеть. Лучше бы люди имели силу, чтобы разбить стекло в витрине, и отпускать то, что дошло до полного истощения. Так получше. 🙂

Leave a Reply

